Наши почемучки...
Мы все хотим видеть наших детей умными и здоровыми, счастливыми и успешными. Для того чтобы они росли такими, нужно находить время для развивающих игр и бесед с малышом. Как бы ни были заняты родители на работе и по дому, как бы ни хотелось посмотреть телевизор или почитать прессу с литературой, нужно помнить, что все это в будущем будет нужно и вашему ребенку, а поэтому его нужно подготовить к восприятию окружающего мира. Интерес к наблюдению, размышлению, чтению, познанию всего нового, способность к самообразованию закладывается у малыша уже в дошкольном возрасте. Если не поддержать этот интерес, человек в более взрослом возрасте не будет способен к саморазвитию, движению вперед, достижению новых высот. К тому же с каждым годом требования к образованию и уровню знаний современного человека возрастают. Чтобы вписаться в ритм нынешней жизни и стать хорошим специалистом в избранном деле, нужно с детства учиться новому и понимать его, мыслить самостоятельно и искать информацию так, чтобы не утонуть в ее нескончаемом океане.
Известно, что после 3—4 лет ребенок вступает в новый этап развития — так называемый возраст «почемучек». Подросший малыш активно познает окружающий мир и задает родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам, воспитателям в садике множество вопросов. Порой родители даже жалуются, что любимое чадо буквально изводит их бесконечными «почему?», на которые взрослые сами не могут найти ответа. Причем не только такого, который доступен понимаю малыша, — ответа как такового!
— Почему дождь мокрый? — спрашивает 5-летний Максим.
— Потому, что он состоит из капель воды.
— А почему из капель воды?
— Потому, что она собирается на небе в тучки... — начинает рассуждать мама.
— В тучки? — удивляется Максим.
— Ну да. Ты же знаешь, дождик идет из тучи. Когда мы видим на небе тучу, то знаем: скоро может пойти дождь!
— А почему вода на небе? — помолчав секунд тридцать, продолжает мальчик.
— Ну... как тебе объяснить? Она испаряется с земли...
— Испаряется? Это как?
— Значит, превращается в пар, и...
— Почему? — перебивает Максим.
— Как тебе сказать... Вода так делает, как в чайнике. Только чайник нагревает плита, а воду на земле — солнце.
Максим задумывается на несколько минут, и мама справедливо думает, что вопрос исчерпан. Но как она ошибается!
— Мама, солнце греет, а потом небо мокрое, — радостно говорит Максим. — А если сегодня солнца нет, небо будет сухое?!
Словно в подтверждение того, что устами младенца глаголет истина, с неба падают первые крупные капли дождя. Мама открывает зонтики: маленький — для сына, большой — для себя.
— Бери, а то промокнешь!
— Почему?
— Дождик пошел!
— Почему?
— Пошли домой скорей, откуда я знаю, почему дождик! — теряет терпение мама. — Прогноз погоды такой сегодня!
— А что такое прогноз?
— Я дома тебе объясню, ладно? А лучше — спроси у папы, когда он с работы придет!
Папа точно так же попытается удовлетворить любопытство сына, а потом отправит его задавать вопросы другим взрослым. И так тянется несколько лет подряд. Хорошо ли это? На этот вопрос можно ответить однозначно. По мнению детских психологов и врачей, любознательность для ребенка любого возраста — норма жизни. И чем больше его интересует мир, тем лучше развит на данном возрастном этапе его интеллект. Более того, «почемучканье» дошкольника может быть признаком его одаренности или хорошей коммуникабельности. Безусловно, такие хорошие задатки можно и нужно всячески развивать. А что будет, если этого не делать? Об этом очень хорошо написал в свое время детский писатель Самуил Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
Как бы «почемучки» ни мучили вас своими вопросами, отмахиваться от них нельзя! Скучающие дети, особенно среднего и хорошего умственного развития, могут вызвать большие трудности у взрослых, не готовых серьезно задуматься над тем, что требуется таким детям. Но существует и другая крайность: когда малыш никаких вопросов не задает. Психологи считают, что это должно насторожить родителей. Пусть вас не обманывает кажущееся спокойствие вашего существования рядом с нелюбопытным ребенком! Надо серьезно разобраться в причинах его «молчания».
Дети — это будущие взрослые. Вспомните себя в детстве, представьте взрослыми ваших малышей... Не правда ли, им (как и вам сейчас) будет не всегда легко во взрослой жизни справляться с множеством обязанностей? Кроме того, в будущем они должны уметь справляться с тем интенсивным потоком информации, который обусловит немалую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Поэтому искусственно сдерживать развитие ребенка не стоит. Впрочем, бывает и так, что малыш стесняется или даже боится задавать взрослым свои вопросы. Это может происходить по разным причинам. У кого-то — из-за стеснительного, робкого характера, у кого-то — потому, что в этом возрасте малыш еще не научился общаться. Дайте понять ребенку, что не знать — не стыдно, наоборот, стыдно не попытаться узнать, когда это возможно. А потому спрашивать всегда полезно. Если спросить — боязно, надо преодолеть боязнь и стеснение. Иначе это уже похоже на трусость. А трусом быть в конце концов стыдно...
Почаще хвалите детей, задающих вопросы! «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Кто ничего не спрашивает, тот ничему и не научится. Умный человек должен уметь задавать вопросы. Но если малыш задал, на ваш взгляд, странный или глупый вопрос — ни в коем случае нельзя его высмеивать! Это должен твердо уяснить себе каждый родитель и педагог. Дети имеют право на ошибку всегда — в отличие от взрослых.
Игра — это серьезно!
Игра — для ребенка дело серьезное. Это для него не развлечение, а средство познания окружающего мира. Игра позволяет малышу понять не только мир, но и себя самого.
Главный признак настоящей игры — самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Взрослые могут ненавязчиво подсказывать ребенку и направлять эту игру, подкидывая в том числе идеи из жизни, книг, фильмов, просто окружающей действительности (например, состояний природы).
Бывают игры с жесткими правилами. Но детям не менее интересно от этих правил несколько отступать, дополняя повороты игрового сюжета собственными импровизациями. Существует также игра детей без всяких заранее регламентированных правил, когда каждый может выразить свои чувства и проявить фантазию, показать навыки и умения. Например, все мы играли в детстве в «Дом», когда для кукол и игрушечных зверей строи лось настоящее жилье, но в одном случае это могла быть единственная коробка из-под обуви, а в другом — огромный шалаш из веток и травы, в третьем же куклы переселялись в крепость-замок из песка и камней, устланные «персидскими коврами» — лопухами, попросту говоря... Свободнее игру не придумать! А вариации на тему родства игрушечных героев: «Сегодня к Зайчику приезжает в гости его двоюродный брат — Щенок...» — «Нет, пусть его братом будет не собака, пусть будет какой-нибудь мальчик!» К слову, куклы-мальчики почему-то всегда были в большом дефиците, а ведь они тоже часть нашей жизни, вернее, те, кого они изображают... Неужели дети должны с малолетства привыкать к нашей несколько кособокой демографической ситуации? Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом ее можно отнести к одному из трех видов: ролевая, режиссерская и фантазийная.
В ролевой игре главное действующее лицо — сам ребенок, играющий чаще всего роль взрослого. Ребенок пробует себя в разном качестве, но при этом остается собой. Он может быть мамой, папой, врачом, который делает укол кошке или другому ребенку, играющего роль больного, учителем в школе, ставящим отметки другому играющему — ученику... Вариантов может быть великое множество.
Режиссерские игры — обычно это игры с маленькими куколками, животными и машинками, зверюшками. У малыша здесь иная роль: он — режиссер событий. После четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются, и тогда дети начинают проявлять еще больше фантазии и сочинять просто невероятные собственные истории для кукол. Они могут обыгрывать по-своему знакомые сказки или фильмы, а могут не отступать от их сюжетов ни на шаг (это так называемая игра-драматизация).
Еще один вид детской игры — фантазийная. В ней ребенок не просто ставит себя на место взрослого, но и наделяет себя его силой и властью. Если в реальной жизни малыш понимает, что существуют рамки поведения и не редко свои негативные эмоции сдерживает, то в фантазийной игре он их свободно выплескивает. Например, если его кто-то обидел, а он не смог по каким-то причинам ответить на это, в игре он может пинать медведя или куклу, кричать на них, обращаться с игрушками грубо. Если он видит, как взрослые командуют им или другими детьми, ему непременно захочется покомандовать своими зайчиками или игрушечными машинками (подразумевается, конечно, что и их водителями). Дети могут играть в больницу, выражая свой страх перед уколами или кабинетом стоматолога, они могут наказывать свои игрушки (которые предполагаются одушевленными) так же, как их наказывают родители, бабушки или воспитатели. Понаблюдав со стороны за такой игрой, нетрудно понять, какая атмосфера царит в детском коллективе и в доме, где живет малыш. Заметив проявление детских страхов, вы можете подключиться к игре и через игру объяснить малышу непонятное и утешить его, если ребенка что-то расстраивает. Значение любой игры, где малыш играет роль взрослого, трудно переоценить.
В игре ребенок осваивает отношения между людьми. Любимые игрушки многих дошкольников — куклы и все, что связано с ними (игрушечная посудка, мебель, одежда, машины и т. п.). При этом играть в куклы вполне могут не только девочки. Любой ребенок — прежде всего человек, личность. Кукла помогает малышу в определении и понимании себя, в преодолении своих страхов, в познании человеческих отношений. Для мальчика нужна кукла-мальчик, но она пригодится и девочке. У детей также должны быть и куклы противоположного пола. Важно, что дети играют не только «в семью», но и в социум. Это игры в больницу, магазин, кафе, парикмахерскую, по сюжетам известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколько кукол, причем кукол разного пола.
Что и говорить, для кукол придется завести свое кукольное хозяйство! Какое — зависит от игры, а также от фантазии и способности управиться с этими атрибутами игры маленького ребенка. Помимо реалистичных предметов обихода (игрушечные кастрюльки, тарелочки и т. п.), необходимо также включать свое воображение. Если поспешите поскорее найти в магазинах настоящий маленький пылесос, то малыш не научится включать воображение и представлять «понарошку», как включается моторчик и пылесос работает. А вот у него переключились функции — он уже моет кукольный ковер... Неоценимы и имеющиеся сейчас в продаже наборы «Юный доктор» (парикмахер, милиционер и т. п.). Кроме того, для малыша важно строить что-то самому. И не только из кубиков и конструктора. Для этого вполне подходят такие вещи, как ширмы, прочный детский стол, стулья, хорошо отшлифованные доски. Тогда дети могут сами построить в комнате дом, вигвам, шалаш, магазин, целый город, корабль, поезд... И пусть вас не смущает, что в ход пошли одеяло, покрывало, диванные подушки! Важно, что ребенок имеет выбор и может импровизировать. По сути, он творит и изучает пространство.
Пару слов о машинках. Конечно, они будут нелишними для игры как средства перевозки действующих лиц. Но важно, что это должны быть именно элементы игры, детали, а не отдельные развлечения типа электромобиля, в котором остается только нажать на кнопку, не прикладывая никаких усилий к передвижению. Машины могут быть в принципе любыми, от грузовика до подъемного крана, но особенно хорошо, если к ним можно добавлять какие-то детали и менять вид транспорта (из грузовика сделали автобус и т. д.). Желательно, чтобы у машины была кабина, чтобы ребенок мог посадить в нее человечка. Если дети играют в поезд, желательно и в нем перевозить грузы и пассажиров. Вы можете заодно объяснить малышу, какие бывают поезда: товарный, пассажирский, электричка...
Психологи считают, что фигуры игрушек-животных, с которыми играет ребенок, в идеале должны отражать их реальный облик, так как дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Будучи реалистичными, игрушки не должны быть слишком детализированными. Условность дает простор для воображения. Вот почему конструировать машины или дома из подручных материалов или неожиданным способом крепить элементы конструкции — очень полезное дело. Придумать, как и из чего построить что-то самому — намного полезнее любых конструкторов, где способы и формы определены заранее (хотя ребенку сначала легче освоить конструкторы, но, возможно, его воображение изначально богаче, чем вам кажется, и он гораздо лучше все построит без гаек и кубиков). Результат построения чего-то из конструктора заранее известен, а когда ребенок строит сам из стульев или досок (к примеру), конечный результат может быть полной неожиданностью для него самого. Это настоящий творческий процесс, как написание романа или рисование картины. В результате таких игр у малышей развиваются гибкость ума, моторные навыки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или поезда. А бывает, что дети охотно сооружают целые города — с домами и дворцами, мостами, тоннелями, заправками, рынками, ресторанами...
Если вы действительно хотите, чтобы у ребенка развивалось воображение и творческое мышление, старайтесь не покупать много (или вообще) игрушек со всякими «наворотами» — технически оснащенные, электронные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются. Игра с ними — не развивающая. Они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фантазию. Это игрушки, в которых все заранее известно, выверено и определено другими. Это первый шаг к управлению личностью извне и промывке мозгов. Вы хотите, чтобы у вашего ребенка слабо развивалось воображение, чтобы он не умел организовывать свою деятельность и создавать то, что не существует? Купите ему говорящего младенца. Робота и готовый заводной поезд. А кубики, деревянные брусочки поскорее выкиньте. И спрячьте подушки, стулья и покрывала. Тогда он точно никогда не узнает и не научится тому, что называется «превращение одних предметов в другие», а также — одного образа в другой.
В общем, если взрослые не мешают и не запрещают, дети сами становятся настоящими изобретателями, используя все, что им попадается. Кубик может стать мылом при купании куклы, тортом во время приема гостей, тумбочкой и многим другим, лоскуток ткани — шторкой в кукольном домике, ковром, травянистой лужайкой, дремучим лесом, одеялом... На улице дети охотно используют различные коряги и сучья, камни, песок и воду, палочки и принесенные с собой ведерки, лопатки и т. п. Иногда дети тащат найденные на улице предметы с собой в дом, а мы, родители, им это запрещаем. Вроде бы мы и правы, не стоит захламлять квартиру всякой всячиной, но если вдуматься, это не всегда верно. Камушки, палочки, кусочки коры, ракушки, желуди, шишки — все это может пригодиться малышу при новой игре. Вместе с лоскутками ткани, оставшейся от нашего шитья, кусочками веревок, пустыми флакончиками от косметики, маленькими коробочками...
В связи с этим психологи и педагоги советуют всем нам постараться по-новому взглянуть на игры наших деток. Посмотрим же на них с точки зрения «сообщника» по фантазийным играм и сами постараемся проявить фантазию: что ребенку может быть нужно, что может пригодиться? Многое. Важно лишь это многое привести в систему — проще говоря, в порядок при хранении. Сложите шишки и лоскутки в коробки, мешочки, разложите по полочкам или в старый чемодан.
И еще. В наше время дети нередко перенимают от взрослых потребительскую привычку слишком хвастаться и гордиться купленными родителями игрушками. Да, конечно, понятие престижности постепенно войдет в мир каждого ребенка, он рано или поздно узнает цену материальным ценностям и познает неравенство в социальном плане. Но не нужно прививать это знание с малых лет — и дети, и взрослые должны понимать, что не так уж важно, в чем ты ходишь и на чем ездишь, есть более важные вещи, внутренние. Отображенные внешне, и не более того. Игрушка не должна быть предметом гордости и тем более превосходства перед другими. Это предмет игры, который ценен только тогда, когда с ней играют. Роль игрушки — развивать и вызывать чувства, положительные эмоции.
Нужно растить не потребителей, а интересных людей, которым вещи нужны не для превосходства, а для жизни и творчества. Тогда и мир для детей (а потом и для взрослых детей) будет намного радостнее.
Подытожим сказанное, перечислим игрушки, которые помогут вашему малышу развиваться и учиться, развлекаться и быть счастливее. В возрасте 4 лет и старше малышу для фантазийных и сюжетных игр понадобятся 1—2 куклы (лучше всего — мальчик и девочка, небольшие — 30—40 см «ростом»), с сезонной одеждой (можно сшить ее и самим, вы можете помочь ребенку в этом); кроватка для человечков-кукол, коляска, постельное белье; посуда; кукольный дом с куколками 8—15 см, мебелью и посудой; 2—3 большие машины, поезд с открытыми вагонами; маленькие фигурки зверей — домашних и диких животных; конструктор блочный типа «Архитектор»; ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер», «Полицейский» и т. п.; 1 — 2 ширмы, большие куски материи для крупного строительства; лоскуты тканей разных размеров и плотности; подушки мягкие и диванные; прочные деревянные столы и скамейки; предметы природного происхождения для игры в магазин (шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки); корзины, коробочки и шкатулки с крышками и без них; шнуры и прищепки.
Как развить любознательность и познавательный интерес у ребенка
Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачей, во многом зависит от нас, взрослых, потому как познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольном возрасте.
Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, лед тает, камень тонет в воде, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: они нечаянно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью понять, почему они двигаются. Ребенок растет, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. И взрослые должны ему помочь познать мир.
Растить детей любознательными нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес — стремление узнать новое, направленное на определенное явление или предмет. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес. .„._
Как же развивать любознательность и познавательный интерес? Это не требует каких-то специальных занятий. Основное условие — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы.
Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, предложите перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал. Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад. Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице. Читайте с ребенком познавательные книги.
Выслушивайте рассуждения ребенка не перебивая. Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении. И почаще хвалите или ободряйте вашего любимого малыша!