Новости

Наши почемучки...

        Мы все хотим видеть наших детей умными и здоро­выми, счастливыми и успешными. Для того чтобы они росли такими, нужно находить время для развивающих игр и бесед с малышом. Как бы ни были заняты родите­ли на работе и по дому, как бы ни хотелось посмотреть телевизор или почитать прессу с литературой, нужно по­мнить, что все это в будущем будет нужно и вашему ре­бенку, а поэтому его нужно подготовить к восприятию окружающего мира. Интерес к наблюдению, размышле­нию, чтению, познанию всего нового, способность к само­образованию закладывается у малыша уже в дошколь­ном возрасте. Если не поддержать этот интерес, человек в более взрослом возрасте не будет способен к саморазви­тию, движению вперед, достижению новых высот. К то­му же с каждым годом требования к образованию и уров­ню знаний современного человека возрастают. Чтобы вписаться в ритм нынешней жизни и стать хорошим спе­циалистом в избранном деле, нужно с детства учиться новому и понимать его, мыслить самостоятельно и ис­кать информацию так, чтобы не утонуть в ее нескончае­мом океане.

Известно, что после 3—4 лет ребенок вступает в но­вый этап развития — так называемый возраст «почему­чек». Подросший малыш активно познает окружающий мир и задает родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам, воспитателям в садике множество во­просов. Порой родители даже жалуются, что любимое чадо буквально изводит их бесконечными «почему?», на которые взрослые сами не могут найти ответа. При­чем не только такого, который доступен понимаю малы­ша, — ответа как такового!
— Почему дождь мокрый? — спрашивает 5-летний Максим.
— Потому, что он состоит из капель воды.
— А почему из капель воды?
— Потому, что она собирается на небе в тучки... — начинает рассуждать мама.
— В тучки? — удивляется Максим.
— Ну да. Ты же знаешь, дождик идет из тучи. Когда мы видим на небе тучу, то знаем: скоро может пойти дождь!
— А почему вода на небе? — помолчав секунд трид­цать, продолжает мальчик.
— Ну... как тебе объяснить? Она испаряется с земли...
— Испаряется? Это как?
— Значит, превращается в пар, и...
— Почему? — перебивает Максим.
— Как тебе сказать... Вода так делает, как в чайни­ке. Только чайник нагревает плита, а воду на земле — солнце.
Максим задумывается на несколько минут, и мама справедливо думает, что вопрос исчерпан. Но как она ошибается!
— Мама, солнце греет, а потом небо мокрое, — радо­стно говорит Максим. — А если сегодня солнца нет, небо будет сухое?!
Словно в подтверждение того, что устами младенца глаголет истина, с неба падают первые крупные капли дождя. Мама открывает зонтики: маленький — для сы­на, большой — для себя.
— Бери, а то промокнешь!
— Почему?
— Дождик пошел!
— Почему?
— Пошли домой скорей, откуда я знаю, почему дож­дик! — теряет терпение мама. — Прогноз погоды такой сегодня!
— А что такое прогноз?
— Я дома тебе объясню, ладно? А лучше — спроси у папы, когда он с работы придет!
Папа точно так же попытается удовлетворить любо­пытство сына, а потом отправит его задавать вопросы другим взрослым. И так тянется несколько лет подряд. Хорошо ли это? На этот вопрос можно ответить одно­значно. По мнению детских психологов и врачей, любо­знательность для ребенка любого возраста — норма жиз­ни. И чем больше его интересует мир, тем лучше развит на данном возрастном этапе его интеллект. Более того, «почемучканье» дошкольника может быть признаком его одаренности или хорошей коммуникабельности. Безус­ловно, такие хорошие задатки можно и нужно всячески развивать. А что будет, если этого не делать? Об этом очень хорошо написал в свое время детский писатель Са­муил Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
Как бы «почемучки» ни мучили вас своими вопроса­ми, отмахиваться от них нельзя! Скучающие дети, осо­бенно среднего и хорошего умственного развития, могут вызвать большие трудности у взрослых, не готовых серь­езно задуматься над тем, что требуется таким детям. Но существует и другая крайность: когда малыш ника­ких вопросов не задает. Психологи считают, что это должно насторожить родителей. Пусть вас не обманыва­ет кажущееся спокойствие вашего существования рядом с нелюбопытным ребенком! Надо серьезно разобраться в причинах его «молчания».
Дети — это будущие взрослые. Вспомните себя в дет­стве, представьте взрослыми ваших малышей... Не прав­да ли, им (как и вам сейчас) будет не всегда легко во взрослой жизни справляться с множеством обязаннос­тей? Кроме того, в будущем они должны уметь справ­ляться с тем интенсивным потоком информации, кото­рый обусловит немалую интеллектуальную и эмоциональную нагрузку. Поэтому искусственно сдерживать развитие ребенка не стоит. Впрочем, бывает и так, что малыш стесняется или даже боится задавать взрослым свои вопросы. Это может происходить по разным причи­нам. У кого-то — из-за стеснительного, робкого характе­ра, у кого-то — потому, что в этом возрасте малыш еще не научился общаться. Дайте понять ребенку, что не знать — не стыдно, наоборот, стыдно не попытаться уз­нать, когда это возможно. А потому спрашивать всегда полезно. Если спросить — боязно, надо преодолеть бо­язнь и стеснение. Иначе это уже похоже на трусость. А трусом быть в конце концов стыдно...
Почаще хвалите детей, задающих вопросы! «Моло­дец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Кто ничего не спрашивает, тот ничему и не научится. Умный человек должен уметь за­давать вопросы. Но если малыш задал, на ваш взгляд, странный или глупый вопрос — ни в коем случае нельзя его высмеивать! Это должен твердо уяснить себе каждый родитель и педагог. Дети имеют право на ошибку все­гда — в отличие от взрослых.
 
 
Игра — это серьезно!
Иг­ра — для ребенка дело серьезное. Это для него не развлече­ние, а средство познания окружающего мира. Игра позво­ляет малышу понять не только мир, но и себя самого.
Главный признак настоящей игры — самостоятель­ный выбор и развитие сюжета, свободный переход от од­ного сюжета к другому. Взрослые могут ненавязчиво подсказывать ребенку и направлять эту игру, подкиды­вая в том числе идеи из жизни, книг, фильмов, просто окружающей действительности (например, состояний природы).
Бывают игры с жесткими правилами. Но детям не менее интересно от этих правил несколько отступать, до­полняя повороты игрового сюжета собственными импро­визациями. Существует также игра детей без всяких за­ранее регламентированных правил, когда каждый может выразить свои чувства и проявить фантазию, показать навыки и умения. Например, все мы играли в детстве в «Дом», когда для кукол и игрушечных зверей строи лось настоящее жилье, но в одном случае это могла быть единственная коробка из-под обуви, а в другом — огром­ный шалаш из веток и травы, в третьем же куклы пере­селялись в крепость-замок из песка и камней, устланные «персидскими коврами» — лопухами, попросту говоря... Свободнее игру не придумать! А вариации на тему родст­ва игрушечных героев: «Сегодня к Зайчику приезжает в гости его двоюродный брат — Щенок...» — «Нет, пусть его братом будет не собака, пусть будет какой-нибудь мальчик!» К слову, куклы-мальчики почему-то всегда были в большом дефиците, а ведь они тоже часть нашей жизни, вернее, те, кого они изображают... Неужели дети должны с малолетства привыкать к нашей несколько ко­собокой демографической ситуации? Детская свободная игра может быть очень разнообразной, но при этом ее можно отнести к одному из трех видов: ролевая, режис­серская и фантазийная.
В ролевой игре главное действующее лицо — сам ре­бенок, играющий чаще всего роль взрослого. Ребенок пробует себя в разном качестве, но при этом остается со­бой. Он может быть мамой, папой, врачом, который де­лает укол кошке или другому ребенку, играющего роль больного, учителем в школе, ставящим отметки другому играющему — ученику... Вариантов может быть великое множество.
Режиссерские игры — обычно это игры с маленькими куколками, животными и машинками, зверюшками. У малыша здесь иная роль: он — режиссер событий. По­сле четырех лет у многих детей подобные игры на время уходят на второй план, уступая место ролевым. Но около шести лет снова возвращаются, и тогда дети начинают проявлять еще больше фантазии и сочинять просто неве­роятные собственные истории для кукол. Они могут обы­грывать по-своему знакомые сказки или фильмы, а мо­гут не отступать от их сюжетов ни на шаг (это так назы­ваемая игра-драматизация).
Еще один вид детской игры — фантазийная. В ней ре­бенок не просто ставит себя на место взрослого, но и наде­ляет себя его силой и властью. Если в реальной жизни малыш понимает, что существуют рамки поведения и не редко свои негативные эмоции сдерживает, то в фантазийной игре он их свободно выплескивает. Например, ес­ли его кто-то обидел, а он не смог по каким-то причинам ответить на это, в игре он может пинать медведя или кук­лу, кричать на них, обращаться с игрушками грубо. Если он видит, как взрослые командуют им или другими деть­ми, ему непременно захочется покомандовать своими зай­чиками или игрушечными машинками (подразумевается, конечно, что и их водителями). Дети могут играть в боль­ницу, выражая свой страх перед уколами или кабинетом стоматолога, они могут наказывать свои игрушки (кото­рые предполагаются одушевленными) так же, как их на­казывают родители, бабушки или воспитатели. Понаблю­дав со стороны за такой игрой, нетрудно понять, какая атмосфера царит в детском коллективе и в доме, где жи­вет малыш. Заметив проявление детских страхов, вы мо­жете подключиться к игре и через игру объяснить малы­шу непонятное и утешить его, если ребенка что-то расст­раивает. Значение любой игры, где малыш играет роль взрослого, трудно переоценить.
В игре ребенок осваивает отношения между людьми. Любимые игрушки многих дошкольников — куклы и все, что связано с ними (игрушечная посудка, мебель, одежда, машины и т. п.). При этом играть в куклы впол­не могут не только девочки. Любой ребенок — прежде всего человек, личность. Кукла помогает малышу в опре­делении и понимании себя, в преодолении своих страхов, в познании человеческих отношений. Для мальчика нужна кукла-мальчик, но она пригодится и девочке. У детей также должны быть и куклы противоположного пола. Важно, что дети играют не только «в семью», но и в социум. Это игры в больницу, магазин, кафе, па­рикмахерскую, по сюжетам известных сказок. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Для таких игр требуется не одна, а несколь­ко кукол, причем кукол разного пола.
Что и говорить, для кукол придется завести свое ку­кольное хозяйство! Какое — зависит от игры, а также от фантазии и способности управиться с этими атрибутами игры маленького ребенка. Помимо реалистичных предметов обихода (игрушечные кастрюльки, тарелочки и т. п.), необходимо также включать свое воображение. Если поспешите поскорее найти в магазинах настоящий маленький пылесос, то малыш не научится включать во­ображение и представлять «понарошку», как включается моторчик и пылесос работает. А вот у него переключи­лись функции — он уже моет кукольный ковер... Неоце­нимы и имеющиеся сейчас в продаже наборы «Юный доктор» (парикмахер, милиционер и т. п.). Кроме того, для малыша важно строить что-то самому. И не только из кубиков и конструктора. Для этого вполне подходят такие вещи, как ширмы, прочный детский стол, стулья, хорошо отшлифованные доски. Тогда дети могут сами построить в комнате дом, вигвам, шалаш, магазин, це­лый город, корабль, поезд... И пусть вас не смущает, что в ход пошли одеяло, покрывало, диванные подушки! Важно, что ребенок имеет выбор и может импровизиро­вать. По сути, он творит и изучает пространство.
Пару слов о машинках. Конечно, они будут нелишни­ми для игры как средства перевозки действующих лиц. Но важно, что это должны быть именно элементы игры, детали, а не отдельные развлечения типа электромобиля, в котором остается только нажать на кнопку, не прикла­дывая никаких усилий к передвижению. Машины могут быть в принципе любыми, от грузовика до подъемного крана, но особенно хорошо, если к ним можно добавлять какие-то детали и менять вид транспорта (из грузовика сделали автобус и т. д.). Желательно, чтобы у машины была кабина, чтобы ребенок мог посадить в нее человеч­ка. Если дети играют в поезд, желательно и в нем пере­возить грузы и пассажиров. Вы можете заодно объяснить малышу, какие бывают поезда: товарный, пассажир­ский, электричка...
Психологи считают, что фигуры игрушек-животных, с которыми играет ребенок, в идеале должны отражать их реальный облик, так как дошкольник нуждается в формировании достоверной картины мира. Будучи реа­листичными, игрушки не должны быть слишком детали­зированными. Условность дает простор для воображе­ния. Вот почему конструировать машины или дома из подручных материалов или неожиданным способом кре­пить элементы конструкции — очень полезное дело. Придумать, как и из чего построить что-то самому — на­много полезнее любых конструкторов, где способы и фор­мы определены заранее (хотя ребенку сначала легче осво­ить конструкторы, но, возможно, его воображение изна­чально богаче, чем вам кажется, и он гораздо лучше все построит без гаек и кубиков). Результат построения чего-то из конструктора заранее известен, а когда ребенок строит сам из стульев или досок (к примеру), конечный результат может быть полной неожиданностью для него самого. Это настоящий творческий процесс, как написа­ние романа или рисование картины. В результате таких игр у малышей развиваются гибкость ума, моторные на­выки, образное мышление. Те же задачи решаются и при крупномасштабном строительстве самолета, дома или по­езда. А бывает, что дети охотно сооружают целые горо­да — с домами и дворцами, мостами, тоннелями, заправ­ками, рынками, ресторанами...
Если вы действительно хотите, чтобы у ребенка раз­вивалось воображение и творческое мышление, старай­тесь не покупать много (или вообще) игрушек со всяки­ми «наворотами» — технически оснащенные, электрон­ные и интерактивные игрушки, которые сами говорят, поют и двигаются. Игра с ними — не развивающая. Они вытесняют настоящую игру и подавляют детскую фанта­зию. Это игрушки, в которых все заранее известно, выве­рено и определено другими. Это первый шаг к управле­нию личностью извне и промывке мозгов. Вы хотите, чтобы у вашего ребенка слабо развивалось воображение, чтобы он не умел организовывать свою деятельность и создавать то, что не существует? Купите ему говоряще­го младенца. Робота и готовый заводной поезд. А куби­ки, деревянные брусочки поскорее выкиньте. И спрячьте подушки, стулья и покрывала. Тогда он точно никогда не узнает и не научится тому, что называется «превраще­ние одних предметов в другие», а также — одного образа в другой.
В общем, если взрослые не мешают и не запрещают, дети сами становятся настоящими изобретателями, используя все, что им попадается. Кубик может стать мы­лом при купании куклы, тортом во время приема гостей, тумбочкой и многим другим, лоскуток ткани — шторкой в кукольном домике, ковром, травянистой лужайкой, дремучим лесом, одеялом... На улице дети охотно ис­пользуют различные коряги и сучья, камни, песок и во­ду, палочки и принесенные с собой ведерки, лопатки и т. п. Иногда дети тащат найденные на улице предметы с собой в дом, а мы, родители, им это запрещаем. Вроде бы мы и правы, не стоит захламлять квартиру всякой всячиной, но если вдуматься, это не всегда верно. Ка­мушки, палочки, кусочки коры, ракушки, желуди, шишки — все это может пригодиться малышу при новой игре. Вместе с лоскутками ткани, оставшейся от нашего шитья, кусочками веревок, пустыми флакончиками от косметики, маленькими коробочками...
В связи с этим психологи и педагоги советуют всем нам постараться по-новому взглянуть на игры наших де­ток. Посмотрим же на них с точки зрения «сообщника» по фантазийным играм и сами постараемся проявить фантазию: что ребенку может быть нужно, что может пригодиться? Многое. Важно лишь это многое привести в систему — проще говоря, в порядок при хранении. Сложите шишки и лоскутки в коробки, мешочки, разло­жите по полочкам или в старый чемодан.
И еще. В наше время дети нередко перенимают от взрослых потребительскую привычку слишком хвастать­ся и гордиться купленными родителями игрушками. Да, конечно, понятие престижности постепенно войдет в мир каждого ребенка, он рано или поздно узнает цену мате­риальным ценностям и познает неравенство в социаль­ном плане. Но не нужно прививать это знание с малых лет — и дети, и взрослые должны понимать, что не так уж важно, в чем ты ходишь и на чем ездишь, есть более важные вещи, внутренние. Отображенные внешне, и не более того. Игрушка не должна быть предметом гордости и тем более превосходства перед другими. Это предмет игры, который ценен только тогда, когда с ней играют. Роль игрушки — развивать и вызывать чувства, положи­тельные эмоции.
Нужно растить не потребителей, а интересных лю­дей, которым вещи нужны не для превосходства, а для жизни и творчества. Тогда и мир для детей (а потом и для взрослых детей) будет намного радостнее.
Подытожим сказанное, перечислим игрушки, кото­рые помогут вашему малышу развиваться и учиться, раз­влекаться и быть счастливее. В возрасте 4 лет и старше малышу для фантазийных и сюжетных игр понадобятся 1—2 куклы (лучше всего — мальчик и девочка, неболь­шие — 30—40 см «ростом»), с сезонной одеждой (можно сшить ее и самим, вы можете помочь ребенку в этом); кроватка для человечков-кукол, коляска, постельное бе­лье; посуда; кукольный дом с куколками 8—15 см, мебе­лью и посудой; 2—3 большие машины, поезд с открыты­ми вагонами; маленькие фигурки зверей — домашних и диких животных; конструктор блочный типа «Архи­тектор»; ролевые наборы «Доктор», «Парикмахер», «По­лицейский» и т. п.; 1 — 2 ширмы, большие куски мате­рии для крупного строительства; лоскуты тканей разных размеров и плотности; подушки мягкие и диванные; прочные деревянные столы и скамейки; предметы при­родного происхождения для игры в магазин (шишки, ка­штаны, желуди, камушки, ракушки, косточки); корзи­ны, коробочки и шкатулки с крышками и без них; шну­ры и прищепки.
 
 
Как развить любознательность и познавательный интерес у ребенка
 Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачей, во многом зависит от нас, взрослых, потому как познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольном возрасте.
Ребенок по натуре своей любознателен. Его интересу­ет все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: он узнает, что бумага рвется, лед тает, камень то­нет в воде, а дерево плавает на поверхности.
Стремление познать часто подводит детей: они неча­янно режут салфетки, так как хотят узнать, можно ли это разрезать, потрошат игрушки с целью понять, поче­му они двигаются. Ребенок растет, возрастает его любо­знательность к окружающему, незнакомому. И взрослые должны ему помочь познать мир.
Растить детей любознательными нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес — стремление уз­нать новое, направленное на определенное явление или предмет. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равно­душному, бездумному усвоению знаний и выполнению ра­боты без напряжения мысли, без радости успеха. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформи­рованный в дошкольные годы познавательный интерес. .„._
Как же развивать любознательность и познаватель­ный интерес? Это не требует каких-то специальных заня­тий. Основное условие — широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активно­го заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).
Если ребенка что-то интересует, необходимо поддер­живать его интерес, чтобы проявились задатки и разви­вались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности яв­ляются детские вопросы.
Отнеситесь к вопросам детей с уважением, не отмахи­вайтесь от них. Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает. Дай­те краткие и доступные пониманию дошкольника отве­ты, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи. Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побу­дить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. По­ощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребенка постарайтесь во­влечь его в наблюдения за окружающей жизнью, предло­жите перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллю­стративный материал. Отвечая на вопрос ребенка, воз­действуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребен­ка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».
Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад. Чаще водите детей на экс­курсии, наблюдайте, обсуждайте. Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице. Читайте с ребенком познавательные книги.
Выслушивайте рассуждения ребенка не перебивая. Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только по­правляйте его ход мысли в нужном направлении. И поча­ще хвалите или ободряйте вашего любимого малыша!

Управа района ЯсеневоПортал префектуры Юго-западного округаДепартамент образования города МосквыЮго-Западное окружное управление образования Департамента образования города Москвы